20 декабря 2023 года в Общественной палате РФ (Миусская пл., д. 7) состоялся круглый стол на тему «Содержание, формы и форматы трудового воспитания в современной России», организованный Общественной палатой России совместно с ИД «Народное образование», общественным советом при Министерстве просвещения РФ, Сенаторским клубом Совета Федерации, рабочей группой РАН по развитию производственного воспитания и агрообразования РФ.

В начале мероприятия, 1-м заместителем директора - управляющим делами Сенаторского клуба Василием Суворовым, было зачитано приветствие от и.о. Председателя Совета Сенаторского клуба А.П. Торшина, в котором, в том числе, он поздравил журнал «Народное образование» с его 220-летием.

Участники встречи, как в очном, так и в формате онлайн, обсудили проблемы, связанные с возвращением в школы содержания и практик трудового и производственного воспитания и актуализацией существующих форм, форматов и содержания трудового воспитания в современной России и связь решения вопросов успешного возвращения трудового воспитания в школу с этапом непосредственного профессионального образования будущих учителей.

В ходе мероприятия, на котором выступили руководители образовательных учреждений различного уровня из более чем 20 регионов России, - от Республики Саха (Якутия) и Иркутской области до Курской, Тульской и Калужской областей, - произошел обмен мнениями по ценностным аспектам трудового воспитания, его роли в становлении личности, в формировании системы отношений личности, общества и государства.

 Среди вопросов, на которые участники круглого стола пытались найти ответы, особо выделялись — как России встать на рельсы инновационного развития и осуществить технологический скачок, имея образование, формирующее потребителя технологий или рафинированного носителя теоретического мышления, почему наша новая школа проектируется без инфраструктуры трудового (производственного) воспитания, нужны ли стране трудоспособные, изобретательные, предприимчивые молодые люди с опытом продуктивного делания, приобретенным еще в школьные годы, каким должен быть детский труд, чтобы он воспитывал и обучал, можно ли воспитать зрелого (самостоятельного, ответственного, приносящего пользу) человека на основе учебной инфраструктуры, кто и когда даст нашим детям право на добровольный и привлекательный труд и т. д.

Эксперты особо отметили, что важность проблемы связана со снижением престижа и ценности труда как такового, прежде всего физического труда, с потерей взаимосвязи с традициями предков, отсутствием у подростков желания трудиться.

В Общественной Палате РФ отдельно подчеркнули, что актуальность темы подтверждается рядом законодательных правительственных документов, особенно в свете перечня поручений Президента по итогам пленарного заседания форума «Сильные идеи для нового времени», где Президент подчеркивает значение школ, создающих инфраструктуру производства, агронаправления, тем самым обеспечивая решение кадровых вопросов для страны.

Кроме того, напоминают эксперты, указом Президента РФ от 09.11.2022 № 809 утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, где труд — одна из основных ценностей. Принят Федеральный закон от 04.08.2023 № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”», где исключен запрет на привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия законных представителей — вместо этого установлено, что такое привлечение обучающихся к труду осуществляется в соответствии с требованиями трудового законодательства.


В рамках общедепутатского законопроекта о трудовой составляющей в воспитании школьников и утвержденной ранее Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года делается акцент на приоритете создания условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты; формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных учреждений. Высокое качество человеческого потенциала становится основным фактором, определяющим положение и роль России в мире в долгосрочной перспективе. Это обозначено в стратегии национальной безопасности России, подчеркивают эксперты.

 По результатам мероприятия будут созданы рекомендации, которые планируется довести до сведения профильных комитетов Общественной Палаты РФ, Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думы и Министерства просвещения РФ.

 

    

 

форма обратной связи
Наши фотографии
Наши партнеры