ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Постановление № 1015 от 27 декабря 2000 г.
О федеральной целевой программе «Молодежь России (2001-2005 годы)»

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу «Молодежь России (2001-2005 годы)» (далее именуется - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство образования Российской Федерации.

3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002-2005 годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и уточнять ежегодно объем выделяемых на ее реализацию ассигнований с учетом возможностей федерального бюджета.

Председатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов

Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы:
Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)».

Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы:
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 января 2000 г. № 1-р.

Государственный заказчик и основной разработчик Программы:
Министерство образования Российской Федерации.

Цели Программы:
Создание и развитие правовых, экономических и организационных условий для воспитания у молодежи гражданского сознания в условиях демократического общества, рыночной экономики и правового государства, личностной самореализации молодых людей как активных участников преобразований современного российского общества.

Сроки реализации Программы:
2001-2005 годы.

Основные мероприятия Программы:

  • воспитание гражданственности и патриотизма;
  • подготовка молодых людей к военной службе;
  • подготовка молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности и управлении;
  • создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти;
  • обеспечение занятости молодежи, снижение уровня безработицы путем предоставления сезонных и временных работ, создания рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних;
  • рост деловой активности молодежи;
  • создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи;
  • стимулирование инновационной деятельности молодых россиян;
  • работа со студенческой молодежью;
  • развитие массовых видов детского и молодежного спорта и туризма, международных обменов;
  • поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений;
  • развитие системы дополнительного образования: поддержка различных форм духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития детей, подростков и молодежи;
  • создание системы ювенальной юстиции в целях обеспечения правовой защиты подростков и молодежи;
  • развитие системы социальных служб и клубов для молодежи и подростков;
  • пропаганда здорового образа жизни, укрепление института молодой семьи;
  • содействие решению жилищных проблем молодых семей.

Основные исполнители Программы:
Министерство образования Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Государственный комитет Российской Федерации по статистике, Федеральная пограничная служба Российской Федерации; вузы г. Москвы, детские и молодежные общественные объединения.

Объемы и источники финансирования Программы:
Общий объем необходимых финансовых средств для реализации Программы в 2001-2005 годах составляет 4034,89 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 334,89 млн. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации - 3680,3 млн. рублей, из внебюджетных источников - 19,7 млн. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

  • снижение темпов неблагоприятной динамики развития демографической ситуации в стране;
  • повышение уровня гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи;
  • улучшение физического здоровья молодого поколения;
  • повышение уровня доходов молодежи и молодых семей;
  • улучшение социально-бытовых и жилищных условий;
  • снижение уровня безработицы среди молодежи на основе повышения квалификации и формирования соответствующих требований рынка трудовых ресурсов;
  • увеличение числа учреждений по работе с молодежью;
  • повышение деловой и социальной активности молодежи.

Система организации контроля за исполнением Программы:
Контроль за реализацией Программы осуществляет в установленном порядке Министерство образования Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами

Программа «Молодежь России (2001-2005 годы)» является продолжением программных мероприятий по реализации государственной молодежной политики, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий для развития личности, поддержки молодежных объединений.

В период выполнения федеральных целевых программ «Молодежь России» и «Молодежь России (1998-2000 годы)» федеральными органами исполнительной власти совместно с органами по делам молодежи исполнительной власти субъектов Российской Федерации при основном финансовом обеспечении за счет средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов были заложены организационные основы государственной молодежной политики, отработаны механизмы ее реализации.

В сфере нормативно-правового обеспечения государственной молодежной политики действуют Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи», постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. № 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации». В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы, регулирующие вопросы молодежной политики, учитывающие особенности регионального развития.

Вместе с тем, в условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых и других услуг продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде:

  • ухудшается состояние здоровья молодежи. В среднем в России лишь 10 процентов выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 45-50 процентов имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии;
  • размываются духовные ценности, ориентиры, усиливается недоверие к институтам власти;
  • сохраняется высокий уровень преступности в молодежной среде;
  • распространяются наркобизнес и наркомания среди молодежи: около 70 процентов лиц, потребляющих наркотики, составляют молодые люди до 30 лет. Эта проблема является одной из серьезнейших проблем национальной безопасности России.

Анализ достигнутых в ходе реализации президентской программы «Молодежь России (1998-2000 годы)» результатов и реального положения молодежи в стране позволили определить приоритетные направления развития государственной молодежной политики.

2. Основные цели и задачи Программы

Основными целями Программы являются создание и развитие правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации молодежи, духовно-нравственное воспитание молодежи.

Для достижения основных целей требуется решение следующих задач:

  • создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи, реализации ее научно-технического и творческого потенциала, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений;
  • формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности;
  • реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации молодежи, поддержка молодежного предпринимательства;
  • формирование здорового образа жизни молодого поколения, развитие системы социальных служб и клубов для молодежи и подростков, профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма;
  • улучшение демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи, содействие в решении жилищных проблем молодых граждан;
  • развитие и поддержка федеральной и региональной систем информационного обеспечения молодежи на базе традиционных коммуникаций, современных технологий и компьютерных сетей.

3. Сроки и этапы реализации Программы

Программа будет выполняться в 2001-2005 годах поэтапно.

На первом этапе (2001-2003 годы) будет осуществляться:

  • нормативно-методическое обеспечение органов государственной власти;
  • разработка современных технологий работы социальных служб органов по делам молодежи, улучшение демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи;
  • развитие системы дополнительного образования (поддержка различных форм духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития детей, подростков и молодежи), укрепление ее материальной базы;
  • создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи;
  • работа со студенческой молодежью;
  • дальнейшее развитие массовых видов детского и молодежного спорта и туризма, международных обменов;
  • поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений;
  • воспитание у молодежи гражданско-патриотической позиции;
  • подготовка молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности и управлении;
  • создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти на всех уровнях.

На втором этапе (2003-2005 годы) намечается осуществить следующие мероприятия:

  • создание основ системы ювенальной юстиции;
  • внедрение новых технологий в работу социальных служб, клубов для молодежи и подростков;
  • разработка в субъектах Российской Федерации механизма решения жилищных проблем молодых семей;
  • создание условий для развития системы занятости молодежи, снижение уровня безработицы путем предоставления сезонных и временных работ;
  • создание рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних;
  • повышение деловой активности молодежи.

4. Система программных мероприятий

В мероприятиях Программы предусматривается решение конкретных вопросов социальной поддержки молодежи, включая научные исследования, капитальное строительство, материально-техническое, кадровое, информационное, нормативно-правовое обеспечение.

В этой связи предусматриваются следующие основные направления реализации Программы:

4.1. Формирование условий для гражданского становления, военно-патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества:

  • пропаганда отечественной истории и культуры;
  • разработка и внедрение элементов и форм гражданско-патриотического воспитания в системе общего и профессионального образования;
  • развитие системы взаимосвязей армии и молодежи;
  • развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в летних лагерях отдыха и функционирование молодежных клубов по месту жительства;
  • координация и поддержка деятельности молодежных объединений по поиску и захоронению останков погибших воинов, увековечению памяти защитников Отечества;
  • поддержка деятельности молодежных общественных объединений, направленной на реставрацию, восстановление и содержание памятников истории, культуры и архитектуры, экологических зон, мемориальных комплексов и памятников боевой и трудовой славы народов России.

4.2. Пути решения жилищной проблемы молодежи и молодых семей, поддержка молодежного предпринимательства и содействие занятости молодежи:

  • поддержка инициатив молодежи, направленных на решение жилищной проблемы молодежи в регионах;
  • создание на государственном уровне механизмов поддержки молодежного предпринимательства;
  • реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда;
  • поддержка деятельности центров временной и сезонной занятости, молодежных бирж труда, студенческих отрядов, молодежных объединений, реализующих программы в сфере обеспечения занятости и профориентации молодежи и подростков.

4.3. Формирование и развитие системы социальных служб и клубов для молодежи. Комплексные меры по укреплению молодой семьи:

  • профилактическая работа с группами социального риска среди молодежи и подростков, обобщение и внедрение эффективного опыта по предотвращению асоциального поведения подростков и молодежи;
  • расширение деятельности профильных лагерей, клубов, организация досуга молодежи;
  • принятие эффективных мер для снижения уровня подростковой и молодежной преступности;
  • создание условий для психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков, социальная адаптация несовершеннолетних с девиантным поведением;
  • развитие учреждений социального обслуживания молодежи;
  • просвещение подростков по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем.

4.4. Профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ, асоциальных явлений в молодежной среде, правовая защита и сохранение психического здоровья молодежи:

  • обобщение и внедрение в практику эффективных методов психологической защиты, препятствующей употреблению алкоголя и психоактивных веществ;
  • создание сети информационных служб по вопросам предупреждения употребления психоактивных веществ, лечения и реабилитации лиц, страдающих от наркотической зависимости;
  • создание профильных (по интересам) лагерей и клубов, организация и проведение профильных лагерных смен, лагерей труда и отдыха, апробация специальных программ для молодых людей «групп риска»;
  • реализация программ и проектов по защите прав молодежи;
  • социальная и психологическая адаптация молодых людей, подвергшихся негативному влиянию идей нетрадиционных религий.

4.5. Развитие молодежного, детского и семейного отдыха и массового молодежного спорта:

  • организация работы детских оздоровительно-образовательных учреждений, экспериментальных площадок для внедрения новых педагогических технологий и методик дополнительного образования;
  • реализация вариативных программ и проектов организации детского, молодежного и семейного отдыха;
  • поддержка и развитие форм и методов воспитания в молодых людях потребности в физической культуре, спорте;
  • пропаганда здорового образа жизни.

4.6. Развитие художественного творчества молодежи:

  • воспитание у молодежи потребности в освоении ценностей общечеловеческой и национальной культуры, развитии вкуса, создании и приумножении ценностей духовной культуры, участии в культурной жизни общества;
  • организация молодежных конкурсов и фестивалей по различным направлениям художественного творчества.

4.7. Международное молодежное сотрудничество:

  • поддержка и развитие международных молодежных обменов, основанных на принципе приоритета общечеловеческих ценностей, гуманизма и демократии;
  • развитие всестороннего сотрудничества со странами СНГ в сфере молодежной политики;
  • организация международных молодежных обменов с целью взаимного обмена информацией о проблемах молодежи, в том числе безработицы, наркомании, преступности, получения социальных гарантий, экологии.

4.8. Развитие системы переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью. Создание системы информационного обеспечения молодежной политики:

  • развитие сети региональных учебных заведений, оказание им организационно-финансовой и научно-методической поддержки;
  • проведение исследовательских работ в сфере государственной молодежной политики;
  • разработка предложений по привлечению молодежи в систему государственного и муниципального управления.

4.9. Создание условий для эффективной реализации потенциала молодежи в процессе социально-экономических преобразований в стране. Поддержка детских, молодежных и студенческих общественных объединений:

  • информационное обеспечение и подготовка кадров молодежных и детских объединений, привлечение их к выполнению государственного заказа на осуществление различных видов деятельности, являющихся приоритетными при реализации государственной молодежной политики;
  • решение социально-экономических проблем студенческой молодежи;
  • оказание помощи в трудоустройстве, обеспечение занятости в каникулярный период;
  • организация лагерей для молодых интеллектуалов, исследовательских экспедиций для школьников во время каникул.

5. Ресурсное обеспечение Программы

Общий объем финансирования Программы 4034,89 млн. рублей, в том числе 334,89 млн. рублей - из федерального бюджета; 3680,3 млн. рублей из бюджетов субъектов Российской Федерации; 19,7 млн. рублей - из внебюджетных источников.

Ежегодные объемы финансирования Программы из федерального бюджета определяются в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом на соответствующий год.

6. Организация контроля и механизм реализации Программы

Министерство образования Российской Федерации осуществляет организацию, координацию и контроль работ по реализации Программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, обеспечивает контроль за целевым использованием средств.

Управление реализацией Программы осуществляется дирекцией Программы, возглавляемой заместителем Министра образования Российской Федерации.

Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке Министерством образования Российской Федерации с исполнителями программных мероприятий.

7. Оценка эффективности реализации Программы

Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим качество жизни молодых людей, их социальную интеграцию в общество.

Поэтапное решение проблем, поставленных в Программе, позволит:

  • снизить темпы неблагоприятного развития демографической ситуации в стране, уменьшить число разводов, снизить уровень безнадзорности среди детей и подростков;
  • повысить уровень доходов молодежи и молодых семей, улучшить социально-бытовые и жилищные условия;
  • снизить уровень безработицы путем обеспечения временной и сезонной занятости молодежи, увеличения числа рабочих мест, повысить деловую активность молодежи;
  • создать в молодежной среде условия, способствующие формированию у молодых людей гражданско-патриотической позиции, воспитанию уважения к истории, культуре, традициям.

форма обратной связи
Наши фотографии
Наши партнеры